«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
"От красоты природы- к красоте слова, музыки и живописи."
В. А. Сухомлинский
«Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Т.С.Комарова
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского...
Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.
Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:
- формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности
через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.
Работу осуществляю по 2-м направлениям:
1-е развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.
2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «.... во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.....»
В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными... верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
Хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Примерное планирование мероприятий по изобразительной деятельности на учебный год
Средняя группа.
Осень.
Экологическая беседа "Откуда дождь берется?". Рассматривание картины "Дождливый день".
Рисование "Дождливый день" (гуашь).
Беседа об уборке урожая на огородах, в полях.
Экскурсия к огороду в детском саду.
Аппликация "Поможем зайчихе убрать урожай" (тележка для морковки).
Беседа о бережливом отношении к хлебу.
Рисование "Бараночки" (гуашь).
Лепка "Огурец и свекла".
Экологическая беседа "Почему нельзя засорять водоемы".
Экскурсия к пруду в поселке.
Рисование "Пруд в нашем поселке осенью" (восковые мелки).
Аппликация коллективная "Березка у пруда" (осенние листочки для березки).
Рисование "Нарисуй, как желтые и красные листья в воздухе кружатся" (гуашь).
Зима.
Беседа "Зимние фрукты". (Какие фрукты привозят к нам из жарких стран?)
Рисование "Ваза с апельсинами".
Беседа о любимых домашних животных, заботе о них.
Рисование "Мой котик" (нетрадиционная техника рисования "тычком", гуашь).
Лепка коллективная "Птицеферма" (уточки).
Раскрашивание вылепленных птичек.
Беседа о том, какую пользу человеку приносят домашние животные.
Рисование "Яички простые и золотые".
Наблюдение за аквариумными рыбками в группе, беседа об условиях их жизни, уходе за ними.
Аппликация "Рыбки в аквариуме".
Лепка "Колбаски на тарелочке для собачки".
Экологическая беседа "Нелегко птицам зимой".
Лепка "Кормушка для птиц" (глина, пшено).
Рисование "Сильный ветер спугнул птичек" (опустевшая ветка, порывы ветра; гуашь).
Беседа "Кого можно встретить в лесу зимой?".
Лепка "Белкины запасы" (орехи, грибы).
Аппликация "Пополним белкины запасы" (грибы).
Рисование "Орехи для маленьких бельчат".
Экологическая беседа "Кому от снега тепло?" (Как растения зимуют).
Рисование "На дворе белым-бело" или "Снегопад".
Аппликация "Снег-снежок" (нетрадиционная техника – аппликация из ваты на бархатной бумаге).
Лепка "Снеговик" (соленое тесто).
Рисование "Зимнее дерево".
Весна.
Беседа "Отчего снег тает?"
Рисование "Веселый ручеек".
Аппликация "Солнышко, поскорей всех ребяток обогрей!"
Рисование восковой свечой "Веселые зайчата".
Рисование "Травка для маленьких зайчат".
Аппликация "Знакомая березка у пруда" (зеленые листочки для березки).
Лепка "Мишка".
Экологическая беседа "С чем к нам весна пришла?".
Рисование акварелью "Светлый май".
Аппликация "Бабочка – красавица". Украшение силуэта.
Аппликация коллективная "Корзиночка с цветами".
Рисование пальчиками и кистью "Веселые цыплята".
Рисование "тычком" жесткой кистью "Расцвели одуванчики".
Консультация для воспитателей
«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»
Подготовила:
Воспитатель Комарова В.Н.
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются. Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
Справедливо отмечает Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.
В детском саду педагоги учат своих воспитанников воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот задача педагогов. Эта цель прослеживается в программах С. Николаевой «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста».
Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
-Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
-Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:
Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.
Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
Связь с воспитательно– образовательным процессом, экологические досуги, КВН, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала.
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
-
Диагностика экологической воспитанности детей
-Сюжетно-ролевые и д/игры
-Целевые прогулки в природу
-Наблюдение в уголке природы
-Работа с моделями
-Изобразительная деятельность по экологической тематике
-Просмотр фильмов о природе
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
-Создание книг-самоделок
-Чтение детской художественной литературы
-Экологические досуги и праздники
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-Труд в мини-центре природы и на участке
-Беседы с детьми на экологические темы
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.
Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:
- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;
- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;
- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
- совместное проведение занятий с экологом;
- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;
- подбор художественных произведений к программе эколога;
- координация своей программы с программой эколога;
- участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Статья «Роль изобразительной деятельности
в экологическом воспитании дошкольников»
Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель
ГККП Ясли/сада №18 «Балдыр ған »
Западно-Казахстанская область, город Уральск
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.
Работая по теме творческого поиска «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности», я пришла к выводу, что манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.
Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться закатом или удивляться отражению облаков в луже, у ребенка появиться желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.
Считаю, что направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности должны быть следующими:
Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;
Иллюстрирование детьми книг по экологии (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;
Оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
Совместное проведение занятий с экологом;
Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;
Подбор художественных произведений по экологии;
Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;
Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Для полноценного процесса экологического воспитания моя группа оформлена растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «Как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др.
В связи с этим я обобщила и систематизировала свою педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно:
1.Разработала серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.
2.Разработала картотеку художественных произведений о природе.
3.Разработала консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.
4.Повысила свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методических объединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.
Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.
Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры.
Работая по теме «Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности» я пришли к выводу, что формирование основ экологической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.
Анализ работы по теме творческого поиска по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать вывод, что в процессе творческой созидательной деятельности у детей:
Вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка;
Личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.
Дети второй младшей группы научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их; действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально (1 уровень – 23%, второй уровень – 36%, третий уровень – 41%).
У детей средней группы развита наблюдательность, стремление к познанию мира, у детей проявляется эмоциональное отношение к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. (1 уровень – 24%, второй уровень – 31%, третий уровень – 45%).
У детей старшей группы наблюдается проявление самостоятельности в исследовательской деятельности, сформировано эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности, развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства, они способны подчинить свою деятельность поставленной цели и правильно оценить полученные результаты (1 уровень – 14%, второй уровень – 39%, третий уровень – 47%).
Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, я смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Северо-Казахстанской области
Район имени Габита Мусрепова
КГУ «Калиновская средняя школа»
« Сайгаки в живой природе»
Направление: Охрана окружающей среды и здоровье человека
Исполнитель :
Нильга Юлия ученица 8 класса
КГУ «Калиновской средней школы»
района имени Г.Мусрепова
Северо – Казахстанской области
Научный руководитель –
Шафигури Людмила Владимировна
учитель биологии, зам. директор по УР-
Калиновской средней школы
с. Рузаевка
Абстракт………………………………………………………………………………….. 1
Цель проекта……………………………………………………………………………… 1
I . Теоретическая часть.
1.1 История возникновения сайгаков 1
1.2 Виды сайгак и их особенности ……………………………….………………………..1-2
1.3 Среда обитания сайгаков………………………………………………………………2-3
1.4 Численность и охрана сайгаков……………………..…………………………………3-4
Заключение………………………………………………………………….........................4-5
Абстракт
Проект «Сайгаки в дикой природе» направлен на расширение знаний об особенностях сайгаков, их роли в жизни человека, происхождение, численности особей, их охране.
Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности за сохранение данного вида животного на территории Казахстана.
Цель проекта:
На основе исследования данных о сайгаках выявить благоприятные условия для разведения сайгаков с целью увеличения численности животных на территории Казахстана и их значение для формирования экологической культуры учащихся.
I . Теоретическая часть.
Сайгак - животное средних размеров, величиной с некрупную овцу. Внешний его вид весьма своеобразен, зверь этот не похож ни на одно из ныне живущих копытных. У сайгака большая голова своеобразной формы, верхняя часть морды в носовой части имеет сильное вздутие - своеобразный "нос", по форме напоминающий короткий и утолщенный хоботок, который нависает над ртом (особенно у взрослых самцов) и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделенными тонкой мягкой перемычкой. При нормальном положении головы ноздри обращены вниз. Голых участков на конце морды нет. Уши небольшие с закругленной вершиной, покрыты шерстью внутри и снаружи. Сайгак имеет удлиненное туловище и тонкие, относительно короткие конечности. Общее телосложение плотное, шея тонкая и длинная. Ноги стройные, на передних ногах копыта массивные и более широкие, чем на задних. Имеются карпальные железы ("коленные щетки"), две маленькие паховые железы и преорбитальные на голове. Копытные железы (межпальцевые) есть на передних и задних ногах. Млечные железы с 4-мя сосками, из которых передняя недоразвита. У сайгака большие глаза с овальным разрезом, радужина темно-коричневая. Самцы имеют среднего размера лирообразные рога, которые слегка отклоняются назад, но концы их обращены вперед. На большой части рогов есть поперечные валики, но концы гладкие. По виду рога полупрозрачные, светло-воскового цвета, концы их бывают темными, почти черными. Самки безроги.
Виды сайгак: Сайгак (Saigatatarica) – мигрирующее копытное животное. Существует пяти главных популяций вида, три из которых находятся в Казахстане, одна в России (Калмыкия) и одна в Монголии. Некоторые сайгаки зимуют в Узбекистане. Монгольские сайгаки относятся к подвиду Saigatataricamongolica, остальные популяции - к подвиду Saigatataricatatarica.
По внешнему облику сайгак напоминает крупную овцу. Глаза большие. Ноги тонкие. Голову в спокойном состоянии держит горизонтально и только при сильном возбуждении поднимает выше холки. Рога лировидной формы есть только у самцов. Хвост и уши короткие.
В летнее время цвет животных желтовато-рыжий, зимой - очень светлый, почти белый. Летом шерсть короткая, всего 1,5-2 см, зимой -до 7 см. Вес крупных самцов достигает 50 кг, средний вес самцов-40-45 кг, вес самок - почти до 40 кг, в среднем около 30 кг, длина тела взрослых животных 110-150 см. Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. Из-за интенсивной охоты его численность сильно уменьшилась. Число сайгаков в Казахстане за 10 лет - с 1992 по 2003 г. - сократилось в 50 раз, с почти 1 млн. до чуть более 20 тысяч особей. С 2004 г. благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность постепенно растет, и в 2012 г. составила около 130 тысяч.
Среда обитания:
Для мест обитаний сайгака, как отмечали многие исследователи характерны две основные особенности: равнинность местности в сочетании с низкорослой разреженной растительностью полупустынного облика. В отношении рельефа сайгак действительно стенотопен и на всем протяжении ареала от Прикаспия до Монголии сайгак населяет исключительно равнинные пространства и, как правило, избегает гористой и резкопересеченной местности. На северо-западе ареала основные местообитания привязаны к равнинам Прикаспийской низменности. Здесь типичные местообитания представлены плоскими равнинами с отдельными понижениями-западинками, или плосковолнистыми равнинами с отдельными буграми и грядами с пологими склонами. Таковы типичные формы господствующего рельефа в Сарпинской низменности и на Черных землях на юге Прикаспийской впадины. На западной окраине Прикаспийской низменности вдоль восточных склонов Сало-Ергененской возвышенности тянется меридиональная, довольно широкая ложбина с цепью Сарпинских озер и плоских понижений, весной заливаемых талыми водами, а летом после высыхания воды, превращающимися в плоские, лишенные растительности, глинистые, с твердым покрытием такыры. Сайгаки охотно держатся на таких равнинных участках, устраивая летом лежки на оголенных местах выпасаясь по бордюру такыров, где произрастает полынно-солянковая растительность.
В Казахстане районы сезонных скоплений и основные миграционные пути сайгаков также строго привязаны к равнинам и впадинам с мягкими, оглаженными формами рельефа. Мигрирующие стада всегда выбирают открытые ландшафты, а массивы песков или небольших горных поднятий обходят, что хорошо прослеживается по системе троп, тянущихся на многие десятки километров. Однако это не исключает того факта, что в отдельных частях ареала эти звери могут держаться и среди холмистой местности, например в южной части Казахского мелкосопочника. В таких местностях сайгаки размещаются вынужденно, выселяясь с прилежащих равнинных участков под воздействием фактора беспокойства или в периоды засух в поисках сочных кормов. Таким образом, сайгак на всем протяжении ареала населяет равнинные ландшафты. Прикаспийская низменность, Устюрт, Бетпакдала, Иргиз-Тургайское междуречье, окрестности оз. Тенгиз, где зимуют и летуют сайгаки -это в основном равнинная местность. Во время миграций животные огибают гористые массивы, например Улутауское нагорье в Центральном Казахстане, обходя его с запада и с востока. Сглаженные холмы, сопки, плато сайгаки в период кочевок пересекают ежегодно. Они вынуждены преодолевать также довольно крутые участки Чу-Илийских гор, чинков Устюрта, высокие барханы песков Муюнкум (около р. Сарысу). Зимой 1976 г. сайгаков встречали кормящихся в ущельях хребта Сырдарышский Каратау, а в многоснежную зиму 1975/76 г. - даже высоко в горах (2400 м над ур.м.) Заилийского Алатау. Сайгаки держатся летом в холмистой местности на юге Казахского мелкосопочника, гдесочнее растительность. В целом же места с сильно пересеченным рельефом не характерны для сайгаков, и они держатся здесь вынужденно. Основным фактором, ограничивающим распространение сайгаков в зимний период, является высота и плотность снежного покрова. Животные не могут добывать корм при средней высоте снежного покрова в 35-40 см, а при плотном снеге - уже в 20 см Случаи добывания сайгаками корма из-под снега толщиной 25-30 см можно расценивать скорее как исключение, что бывает иногда при вынужденных обстоятельствах (внезапные снегопады и др.). Обычно же сайгаки откочевывают в таких случаях в южном направлении.
Численность и охрана сайгаков:
Численность популяций и её изменение к середине и в конце XX века
В результате хищнического промысла численность сайгака в начале XX века оказалась на минимальном уровне, и к 20-тым годам настоящего столетия только немногие сотни сайгаков сохранились в самых глухих местах Калмыкии Казахстана. Общая численность в 20-30-х годах некоторыми учеными оценивалась примерно в тысячу голов. Вид был по существу на грани истребления, но этого не случилось - сайгак как малочисленный редкий вид был взят под усиленную охрану. С этого периода начался новый этап в истории сайгака - этап восстановления.
Учёт, проведенный весной 1960 года, показал еще более низкую численность - всего 186 тыс. голов. Такое уменьшение численности было обусловлено взаимодействием многих неблагоприятных факторов. Сильная засуха, продолжавшаяся все лето 1959 года и охватившая все районы Северо-Западного Прикаспия, привела к большой смертности молодняка в период рождения и первый месяц жизни. Кроме того, в результате сильной засухи урожайность кормов была низкой, и это привело к большой подвижности сайгаков, которые все лето продолжали перемещаться по населенным районам западных окраин Прикаспийской низменности, где смертность также была высокой.
В начале 80-х годов популяция вновь начинает интенсивно промышляться без учета реального прироста, и одновременно в эти же годы резко нарастает воздействие негативных антропических факторов - мелиорация и строительство каналов, распашка земель, огораживание пастбищ, и самое главное поголовье скота увеличивается до 3,5-4 млн. голов.
Охрана сайгаков:
Охрана сайгака.
1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем. СОЖМ сотрудничала с государственными подразделениями, такими как РГП «ПО Охотзоопром» по Жезказганскому, Аркалыкскому и Баршинскому региону, с представителями природоохранной полиции по Карагандинской области, с Карагандинской, Актюбинской и Костанайской ОТИ КЛОХ, с руководством и инспекторским составом Иргиз-Тургайского государственного природного резервата (ГПР) и с егерями Жезказганское общество охотников и рыболовов (ЖООиР) и охотхозяйства «Арлан».
Охотничье хозяйство. С сентября 2009 года АСБК закрепила за собой в Жангельдинском районе Костанайской области, общей площадью около 350 тысяч га, с целью сделать эти территории заповедными охотничьими хозяйствами и наладить на них охрану редких и исчезающих животных. Эти территории очень важны для обитания сайгаков, и АСБК может внести реальный вклад в защиту этих копытных, численность которых только сейчас понемногу начинает восстанавливаться.
После появления охотхозяйств, задачи по охране сайгака и других видов были возложены на их егерей, а СОЖМ была преобразована в Службу мониторинга и пропаганды.
Авиаучет. С 2007 года АСБК принимает участие в государственных авиаучетах сайгаков. Для получения более точных данных о численности сайгаков, сотрудники АСБК совместно с Институтом зоологии разработали и внедрили улучшенную методику проведения авиаучета.
Спутниковое мечение. С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков. По результатам трех лет на двух популяциях (бетпакдалинская и устюртская) было установлено 68 передатчиков, в настоящее время успешно работают 44 (36 – бетпакдалинская; 8 - устюртская). Подобные работы, с разработкой специальной методики отлова, проведены впервые в мире. Еженедельно по данным, полученным с передатчиков, готовятся карты размещения помеченных животных и передаются в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, для повышения эффективности работы по охране вида.
Заключение:
Казахстанская популяция сайги в настоящее время составляет около 70% всей мировой популяции. За последние 15 лет в результате антропогенного пресса эта популяция оказалась на грани исчезновения. В целом вид представлен пятью разобщенными группировками, которые сейчас насчитывают от 5 до 15 тыс. особей каждая - монгольской (Монголия), калмыцкой (Россия), уральской (Казахстан), устюртской (Казахстан, Узбекистан, Туркмения) и тургайско-бетпакдалинской (Казахстан). Все они сокращаются ежегодно на 20-40%. При сохранении такого темпа падения численности, учитывая биологические особенности этого вида (количество естественных врагов, влияние климатических факторов, подверженность болезням) и высокий спрос на продукты из рогов этой антилопы, можно всерьез ожидать исчезновения сайгака как вида в ближайшие 5-7 лет.
За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК. «18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего...
За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза , сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК.
«18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и Секретариат Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) провели техническое совещание по вопросам сохранения сайгака», - говорится в сообщении.
Меморандум о взаимопонимании между Правительством Казахстана и Секретариатом Боннской Конвенции был подписан в сентябре 2006 года в г. Алматы. Тогда же был принят План действий по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию антилопы сайги.
Развитие международного сотрудничества способствует созданию благоприятных взаимоотношений между государствами для решения многих трансграничных проблем. Так как Казахстан находится на путях миграции многих видов животных, охрана которых невозможна без тесного сотрудничества с другими государствами, для сохранения мигрирующих популяций сайгаков были подписаны соглашения Правительства Казахстана с Правительствами Туркменистана (2007 год), Узбекистана (2010 г.), а также подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства РК и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (2012 г.). Объектами данных соглашений являются устюртская и уральская популяций сайгаков.
В Казахстане обитают три популяции сайгака. Таким образом, Казахстан играет ключевую роль в сохранении этого вида на глобальном уровне. За последние 5 лет в Казахстане на реализацию программы по сохранению сайгака было выделено 2 миллиарда 100 млн. тенге.
Вопреки высокому уровню браконьерства, вызванного постоянным ростом спроса на рога сайгаков со стороны традиционной китайской медицины, а также несмотря на случаи массового падежа животных от болезни в 2010-2012 годах, за истекшие 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, или с 61 тысячи до 137 тысяч особей. Это стало возможным благодаря мерам по выполнению обязательств, принятым Казахстаном в рамках Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, подписаных всеми странами, в которых обитает сайгак.
В ходе технической встречи состоялось обсуждение вопросов минимизации негативного воздействия новых инфраструктурных объектов (заграждений на границе, трубопроводов, дорог, железнодорожных путей и др.) в ареале распространения сайгаков на состояние популяции этого вида.
Также обсуждены вопросы развития международного виртуального ресурсного центра, на котором будет аккумулироваться вся актуальная информация, касающаяся сайгаков. Данный центр создан совместно с Альянсом по сохранению сайгака и Казахстанской Ассоциацией сохранения биоразнообразия и служит оперативной и качественной координации действий по различным вопросам сохранения этого вида, включая научные публикации, информацию о проектах, образовательных программах, экспертах, а также об основных угрозах для устойчивого развития мировой популяции сайгака.
Список используемой литературы:
1. Клебелсберг Е. Природоохранная инициатива «Алтын-Дала»: долговременная программа по
сохранению находящихся в опасности степи и сайгака
3. Дуйсекеев Б.З., Скляренко С.Л. Сохранение сайгака в Казахстане.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.
Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - моя главная задача на сегодняшний день.
В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Мне кажется, что экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли - в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.
Развитие и формирование в детях следующих способностей и умений:
· умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
· способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
· стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
· умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
· способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
· способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего замысла;
· умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
· умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.
· готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.
В содержание занятий по изобразительной деятельности необходимо включать знакомство со временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь.
Часть занятий, когда позволяет погода, необходимо проводить на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога. Со временем дети приобретают опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появляются те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
экологический воспитание изобразительный эстетический
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Особенности эстетического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания. Рекомендации по эстетическому воспитанию дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.
курсовая работа , добавлен 15.04.2013
Путь становления методики изобразительной деятельности. Игровые приемы обучения. Этапы в развитии художественных способностей. Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности по развитию изобразительных умений у детей раннего возраста.
курсовая работа , добавлен 15.01.2014
Изобразительное искусство как составляющая эстетического воспитания дошкольников. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке. Формирование у детей навыков изобразительной деятельности.
курсовая работа , добавлен 18.09.2013
Природа как общечеловеческая ценность. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста. Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей. Труд в природе как основной метод сенсорного воспитания.
курсовая работа , добавлен 08.04.2011
Художественно-творческая деятельность как способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Формирование эстетического сознания посредством общения с произведениями искусства, отражающими действительность и сферу человеческих чувств.
реферат , добавлен 13.09.2010
Путь к экологической культуре у детей младшего школьного возраста. Понятие и характерные особенности экологического воспитания. Формирование основных экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов при изучении курса "Окружающий мир".
курсовая работа , добавлен 11.05.2015
Экологическое воспитание в дошкольном учреждении - формирование экологической культуры (экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности). Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста.
аттестационная работа , добавлен 06.05.2010
Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью, повышение художественных знаний и практических умений.
дипломная работа , добавлен 12.08.2010
Программа формирования умений изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности навыков ребят в детском учреждении. Развитие у детей дошкольного возраста эстетического и эмоционального восприятия искусства.
дипломная работа , добавлен 06.03.2015
Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Главные цели экологического воспитания. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Использование дидактических игр как средства развития дошкольников в рамках экологического воспитания.