Дата проведения: 23.10.2015 г
Место проведения: МБОУ СОШ №1, каб.№8
Класс: 9 «А»
Классный руководитель: Еременко Марина Григорьевна
Цель:
формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность».
Задачи:
Образовательная:
уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».
Развивающая:
развитие критического мышления в процессе соотнесения идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни, и выявление на этой базе противоречий и проблем.
Воспитательная:
создание условий для моделирования собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.Порядочность к каждому в дом зашла,но не у каждого приют нашла.
Приветствие и позиционирование.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Друзья мои! Я очень рада войти в ваш класс.
И для меня уже награда внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Обычно люди, только что, познакомившись, ищут общую тему для разговора.
Для того чтобы обозначить проблему, я предлагаю вам послушать притчу:
Когда Спартака привели на рынок, чтобы продать, к нему подошёл
богатый рабовладелец и спросил его:
—Если я куплю тебя, дам тебе хороший кров и хорошую еду, ты будешь честным и порядочным, чтобы я не пожалел об этой покупке?
На это Спартак ответил, усмехнувшись:
—Я буду честным и порядочным, даже если ты меня не купишь.
как вы думаете, какова тема нашего классного часа? О чём говорилось в притче?
Я предлагаю вам поговорить сегодня о порядочности. Вы не против?
Итак, тема нашего классного часа:
«Быть порядочным -это значит...».
Мы проведем её в режиме активной дискуссии. Нам всем интересно мнение
каждого, даже если он не разделяет позиции большинства.
Давайте определим цели классного часа.
Что мы сегодня должны узнать?
Сегодня мы будем обсуждать несколько вопросов:
1.Что такое порядочность?
2.Кто такой порядочный человек?
3.Что значит «быть порядочным»?
Определим значение слова «порядочность». Какие мысли, ассоциации
возникают у вас при слове «порядочность»? (Ответы учащихся)
Вопрос о порядочности беспокоит не только вас. Это предмет споров,
которые велись в разные времена людьми разного возраста.Но прежде всего
нам нужно понять, что стоит за словом «порядочность», каково его
лексическое значение. Обратимся к словарю Ожегова.
От существительного « порядочность» образовано прилагательное
«порядочный» Это слово имеет много значений.
~Понятие «порядочный человек» стало сегодня каким то непривычным, а
для некоторых банальным, вышедшим из моды. Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилому человеку, придет на помощь слабому, а тем более
пожертвует своими интересами ради кого то.
Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать:
«Кто я? И зачем пришел в этот мир?»
Однажды я стала свидетелем (а потом и участницей) необычного происшествия на улице. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж и равнодушно отводили взгляд.
Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил:
«Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о
помощи. Мужчина, а впоследствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто то отер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи. Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть
на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается. Я хочу спросить вас, понимаете ли вы, что так, как поступили люди в
ситуации, рассказанной мной, поступают только порядочные люди, и
какими человеческими качествами они должны обладать. Именно с этой
целью я начала с вами разговори вынесла в качестве эпиграфа к нашему занятию изречение:
Порядочность к каждому в дом зашла, но не у каждого приют нашла.
Как вы понимаете эти слова?
Вы не против дискуссии на эту тему? Тогда давайте обсудим
обозначенные вопросы.
1.Портрет порядочного человека
Я предлагаю составить модель порядочного человека. Для этого
предлагаю выбрать те качества, которые ему присущи
. (называют качества)
Давайте посмотрим, совпадают ли названные вами качества с
общепринятым образом порядочного человека.
(Честность, надёжность, нравственность, ответственность, уравновешенность, спокойствие, доброта, милосердие, сострадание.)
2.Итак, перед вами модель порядочного человека. Может, вы
знаете таких людей, которые соответствуют этой модели?
Докажите, что они действительно являются порядочными людьми. Приведите примеры их жизненных поступков. (2-3 примера)
Назвать имена всех порядочных людей
Просто невозможно. Потому что добрых, порядочных людей на земле гораздо больше. На них держится мир!!!
Одним из проявлений качеств порядочного человека является
милосердие. А понимаете ли вы, что значит быть милосердным? (ответы
Детей). В толковом словаре В. Даля милосердие определяется так: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях.
Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали
на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась повсеместной традицией
просить в Прощеное воскресение прощения у всех, кого обидели.
При Александре Третьем, вступившем на престол в 1881 году, на казенные средства и пожертвования было сооружено 5000 церквей, среди них особое место занимал храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления от наполеоновского нашествия. Исторически сложилось понимание милосердия как сострадания к сиротам, тяжело больным, немощным людям, попавшим в беду. А я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: можно ли назвать проявлением милосердия ситуацию,
описанную в стихотворении Ирины Кулешовой:
По ярмарочной площади уныло средь шумной толчеи людской
Собака беспризорная бродила, гонимая голодною тоской.
А из ларьков так вкусно пахло пиццей, хот-догами, вареной колбасой.
Ну, разве можно не остановиться, когда щемит желудок пустотой.
О, как она на каждого глядела, кто бутерброд за стойкою жевал.
Потом к парнишке подошла несмело: ей показалось, он её позвал.
Пошла отсюда!
Скомканной бумагой хотел в неѐ он было запустить.
Старушка тут вступилась за беднягу, пытаясь паренька усовестить.
Потом она в морщинистой ладошке пересчитала деньги не спеша,
И, подойдя к открытому окошку, купила два румяных беляша.
Ешь, милая, да извиняй, что мало, ну подходи же смелее ты, не стой!
И жизнь в глазах собачьих заиграла!
Так встретились здесь счастье с добротой.
Так можно или нельзя назвать проявлением милосердия описанную
стихотворении ситуацию?
Давайте подумаем о том, как бы вы поступили в подобной ситуации.
А может ли каждый из вас поступить, так как эта старушка, как люди, спасшие жизнь пожилого человека из первой истории? Не испытывает ли кто-нибудь из вас сейчас чувство стыда или вины за свой неблаговидный поступок, свою нерешительность в ситуации, когда от вашего выбора зависела чья-то жизнь или здоровье? Есть такие?
Тогда я приглашаю вас в «Музей обидных воспоминаний». Вам, мои дорогие собеседники, необходимо коротко (в 2 -3 предложениях) описать свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Сделав это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль, а можете, просто молча, опустить свой листок с описанием в этот чёрный ящик. Кто-
то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как станет ступенькой к порядочности. Но даже если вы только опишете свой поступок и молча
опустите это описание в черный ящик, все равно вы уже станете чище в своих помыслах по отношению к людям, окружающим вас.
Этап детских откровений.
А теперь представьте себе, что у вас есть возможность
воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и
очутитесь перед вашим неблаговидным поступком. Попробуйте назвать
причины, по которым вы так поступили в прошлый раз.
Спасибо за откровенность!
Теперь мы увидели главные причины своих неблаговидных поступков, и может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих, и будете ценить в них те самые прекрасные черты души, о которых мы с вами говорили.
Итак, наш разговор подходит к концу
Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете
умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем
высоком предназначении. И не ждите честности и порядочности абсолютно
от всех людей, но сами всегда оставайтесь честными и порядочными.
А памятью о нашей встрече будет стихотворение Юлии Друниной:
Стираются лица и даты, но все ж до последнего дня,
Я помню о тех, кто когда-то хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой, иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким, иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо идет доброта по земле.
И я про неѐ не забуду, как я забываю о зле.
Ситуационный классный час
«О правдивости и честности человека
Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности.
Ход классного часа
Приветствие
Упражнение «Комплимент»
(Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток. По окончании упражнения весь класс оказывается «сшитым» вместе.
Вам понравилось это упражнение? Порой, кроме хорошего мы говорим друг другу плохое. Порой, плохое даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше комплиментов.
Информация (дети сидят в кругу)
Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:
ложь - ………. нечестность - ……….
Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.
1.Как вы понимаете эти слова?
* Дети высказывают своё мнение и передают по кругу карандаш.
Ожегов в своём «Толковом словаре» приводит такое толкование этих слов.
2. Игра «Сердечко честности »
(У детей в руках цветной фломастер. Учитель даёт кому-нибудь одному вырезанное из картона «сердечко честности», разделённое на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своём честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу.)
Вот какое сердечко у нас с вами получилось, и каждый из вас внёс в него свою частичку честности.
Задание 1.
Обсудите в группе и выскажите свои предположения по поводу того, что же произойдёт дальше?
Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.
Задание 2. (вопросы записаны на доске)
1. Как вы оцениваете поступок Гены?
2. Легко ли быть честным? Каждый ли школьник сможет поступить так как Гена
Задание 3.
Перед вами лежит лист. Вам необходимо соединить данные фразы
так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете.
Кто правдой живёт, что дрова руби.
Правду говори, да не всяк её творит.
Всяк правды ищет, тот добро наживёт.
Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.
Задание 4.
Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?
Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей...
(Дети записывают свои советы на листе А4)
* После каждого задания проводится общая дискуссия.
Рефлексия
Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Рисунок «Солнышко правдивости».
(Учитель просит детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о своём солнышке и постараться поступить честно. Если это получилось, подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
« О правдивости и честности человека»
ЛОЖЬ... Правдивость НЕЧЕСТНОСТЬ… честность Подберите антонимы к словам
ЧЕСТНОСТЬ - ЭТО свойство человеческого характера выражать словами своё истинное отношение (мысли) к какому либо предмету, другими словами говорить правду. ПРАВДИВОСТЬ- ЭТО справедливость, честность, правое дело
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена....»
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял всё».
Кто правдой живёт, что дрова руби. Кто правдой живет, тот добро наживет Правду говори, да не всяк её творит. Правду говори, что дрова руби Всяк правды ищет, тот добро наживёт. Всяк правды ищет, да не всяк ее творит Собери пословицы
Зачем человеку быть честным?
«Зачем человеку быть честным?»
Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.
Ход классного часа
I.Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.
Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем и скажем:
«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).
«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).
«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.
Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз нашего классного часа:
«Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
А потом и выполнять!»
Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах? (Ответы детей).
II. Целевая установка и определение темы.
Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа
Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:
ложь - ………. нечестность - ……….
Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.(на доска запись: тема классного часа)
Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.
Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?
В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.
Второй вопрос:всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.
Третий вопрос:какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.
Четвертый вопрос:какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.
Пятый вопрос:хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.
По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?
Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.
Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.
Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)
Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (запись на доске)
Честность - это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость - это соответствие слов делам.
Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф
Честность есть простейшее выражение правды
С. Смайлс
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
О чем эти высказывания, как вы их понимаете?
Задание 1.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена....»
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?
(Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами)
Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?
(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)
Задание 2.Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам. Каждый ряд получает задание: проанализировать ситуацию.
1 группа: представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Кл. рук-ль:Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)
2 группа:Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
Промолчите;
Поссоритесь;
Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)(доверие, искренность)пишу
3 группа: Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
Задание3.Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу.
IIIЗаключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
Если мы честны, то (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)
Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.
IVРефлексия
На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.(по цепочке выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).
Предлагаю исполнить песню «Дорогою добра»
Кл. рук- ль:В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать (солнце)
И подарить его людям!
(Сергей Островский)
Спасибо вам за честность, искренность.Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Рисунок «Солнышко правдивости»
Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.
Наш час общения закончен.
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района
Республики Татарстан
4 класс
Миронова Зинаида Васильевна
учитель первой квалификационной категории
2016 год.
Внеклассное мероприятие
«О честности и правдивости»
Цель:
формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.
Объяснить истинное понятие слова «честность».
Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.
Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.
Оформление (цитаты по теме):
“Ложь...приносит всегда вред в окончательном результате”
Н.Г. Чернышевский.
“Живи по правде - вот самая лучшая проповедь”
М. Сервантес.
“Правда - воздух, без которого дышать нельзя”
И.С. Тургенев.
1. Работа со стихотворением
Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.
* * *
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,
Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.
С. Островой
(Дети в группах обсуждают стихотворение.Учитель выслушивает мнение каждой из групп.)
Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым - значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.
Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.
2. Первоклассник Максим, в качестве наказания поставленный дома в угол, говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем ты бил девочку?»
Почему мальчик не вышел из угла, а продолжает стоять? (Мальчик считает справедливым наказание за хулиганский поступок, за нарушение права девочки на неприкосновенность ее личности.)
О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами? (Дети рассказывают свои истории.)
3. Осмысление отношений в классе
Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.
1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?
2. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?
3. Чему можно поучиться у вас?
4. Мешают ли вам на уроке другие ученики?
5. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? Как вы действуете в этих ситуациях?
(Обсуждение вопросов в группах, слушая мнения учащихся по очереди.)
4. Игра-ситуации
Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.(Дети подходят к столу группами, образовавшимися в итоге игры «Молекулы».В группе идет обсуждение ситуации (2 – 3 минуты) и выступление перед классом.)
Ситуации
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.
5. Задание
Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:
Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!
Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.
Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?
Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. - В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!
Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.
Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:
Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.
И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.
Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произошло.
Как вы оцениваете поступок бедняка?
Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк Почему?
Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводитьдело до конца, не обманывать.
Учитель: Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.
Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.
Что же такое честность и правдивость?
Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:
Честность - это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость - это соответствие слов делам.
6. Давайте послушаем одну историю.
Вот история:
“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.
Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.
А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.
Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.
Учитель: Ребята, в чем суть этого рассказа?
Предполагаемый ответ: Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.
Предполагаемый ответ: Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.
Учитель : Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.
Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду - потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.
Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать - в любом случае низко и глупо.
Я надеюсь, что вы так не поступаете. Ведь честность и правдивость являются нравственными важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают. Лев Николаевич Толстой сказал:
“Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.
7. Задание
На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).
Подведем итоги.
Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.
Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху! Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.
Каждому ребёнку выдается памятка.
Практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:
1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и
Тема: «Честен тот, кто работает на совесть» (беседа-диалог)
Цели и задачи классного часа
— Воспитывать этические качества личности учащихся;
— способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.
Ход классного часа
Обсуждение рассказа о честности
Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.
Затем учитель читает рассказ:
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял ее и прочитал — вся задача была решена...».
Учитель : Выскажите свое мнение по поводу того, что же произойдет дальше.
Выслушав мнение ребят, продолжить чтение:
«... Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка — это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».
Учитель предлагает учащимся вопросы:
1. Как вы оцениваете поступок Гены?
2. Почему Гена решился на нечестный поступок?
3. Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?
4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?
5. Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?
6. Почему? (Ответы учеников)
Чтение и обсуждение рассказа Е. Мари «Ложка»
О Василии Ивановиче Чапаеве, герое Гражданской войны, известно много. И про знаменитую папаху Чапаева ребята, верно, знают. Даже про шашку, быть может, слышали. А тут речь пойдет о ложке, об обыкновенной солдатской ложке. Инструмент для солдата, конечно, необходимый. Но не сравнишь ее с винтовкой или шашкой.
И все же история с ложкой запомнилась многим чапаевцам, которые и рассказали ее мне. А я только записал их рассказ.
В дивизии Чапаева сражалась школьница из Самары Лида. Переодевшись мальчишкой, Лида ушла из захваченного белыми города и попала к Василию Ивановичу.
Вместе с другими ходила девочка-боец в походы, стреляла по врагу и даже была ранена. Рана у Лиды быстро зажила, и она о ней скоро забыла. Но вот случилась другая неприятная история с девочкой-бойцом: потеряла она свою солдатскую ложку.
Подумаешь, велика беда — ложку потеряла. Но без ложки в самом деле плохо бойцу. Подвезут полевую кухню, выдадут порцию каши или супа, и, если ложка при тебе, ешь из котелка все горячее. Ну, а потерял ложку — жди, когда поест товарищ. Невесело это, когда живот от голода подводит.
Шли однажды чапаевцы по деревне. Подбежала Лида к крестьянской избе, попросила попить. И пока пила, заметила у кастрюлек да мисок ложку с красивой витой ручкой.
Хозяйка ушла в дом. А Лида оглянулась — никого нет, взяла и сунула ложку в сапог и пошла своей дорогой, как ни в чем не бывало.
Когда сели обедать, бойцы на привале спрашивают: откуда у Лиды ложка такая интересная.
Лида ест да помалкивает. А иному скажет: нашла на дороге. И все тут.
Но случилось вскоре Лиде зайти в избу, в которой остановился сам Чапаев. А у Чапаева дом всегда полон гостей. Вместе с ним за стол усаживались и командиры, и бойцы, и чапаята-разведчики — их было немало в дивизии.
Увидев Лиду, Чапаев и говорит:
— Садись и ты, боец, за стол с нами!
Молча похлебали щей. Подали кашу. Тут Василий Иванович и заприметил блестящую ложку в руках девочки-бойца.
— Откуда у тебя такая красивая ложка? — спросил Василий Иванович и как-то особенно посмотрел на Лиду.
А Чапаеву врать нельзя: он все равно узнает правду. Это всем было ведомо. Лида встала, тихая, бледная, и говорит:
— Да в деревне одной... Столовкой называется. С крылечка взяла.
— А что, пустой дом, брошенный?
— Да нет, — ответила, потупясь, — не брошенный.
Рассердился Чапаев вовсе. Встал из-за стола да как крикнет:
— На коня — в Столовку! Отдашь ложку и расписку принесешь. Без того не являйся!
Помчалась Лида в темень по лесной дороге. Хотя нетрусливого была десятка, но страшно ей показалось в этом лесу. Потому страшно, что совесть была у нее нечиста, что нарушила она закон чапаевцев: не трогать чужого.
Доскакала все же девочка до Столовки. Робко постучалась в окошко того дома, где ложку взяла. Хозяйка долго не могла понять, про какую ложку речь идет.
И только когда Лида рассказала про Чапаева и его приказ, отворила хозяйка дверь и при свете лучины написала каракулями расписку под диктовку Лиды: «Получена металлическая ложка в единственном числе». Дальше шла подпись.
Погоняя усталого коня, возвращалась Лида к дому, где остановился Чапаев. Василия Ивановича она не застала. Но ей передали:
— Чапаев, мол, спрашивал, доставила ли девочка-боец расписку на какую-то ложку.
Чапаев никогда не забывал проверять свои приказы. И не прощал тем бойцам, кто брал крестьянское имущество. Одного молодого солдата даже отдал под суд за то, что тот залез в хозяйскую банку с вареньем.
— Нам такие любители чужого варенья не нужны, — сказал Чапаев. — Пусть судят по закону этого сладкоежку.
Про Чапаева сказывали, что он был отдан мальчиком в лавку к купцу. Доволен был купец расторопным продавцом. Все Вася понимал с полуслова. Летал стрелой, считал — мигом. Только обвешивать да обманывать не умел, да и не хотел. Хотя хозяин и учил его: будто греха в том нет, а без обмана и прибыли не будет. Но не мог Вася Чапаев лгать.
И от своих бойцов Чапаев всегда требовал быть честными.
Храбрость да честность — словно два пехотинца, лежащие в окопе, или два конника, что в одном строю конь о конь мчатся на врага. Они всегда должны быть вместе.
Учитель: Какие качества характера особенно ценил Чапаев? Почему?
Чтение рассказа Е. Мари об А. Гайдаре и его вере в слово. «Арбузы и волки»
Жили мы в лесу на берегу реки Урал — я, Аркадий Гайдар, еще три наших товарища и девушка Наташа. Жили хорошо и весело, охотились и ловили рыбу.
Но однажды Гайдар вернулся в лагерь задумчивый и грустный. Мы сразу поняли: что-то случилось. Даже маленького щенка Кутьку Гайдар не погладил. Обиделся Кутька, отошел в строну и лег под кустом, накрыв морду лапами.
Наташа взглянула на Гайдара и вздохнула, а я спросил по нашему обычаю прямо и просто:
— Кто тебя огорчил, друг?
Тогда Гайдар расстегнул патронташ, повесил его рядом с ружьем на кол у палатки и сказал:
— Огорчило меня, товарищи, чрезвычайное событие. Знаете ли вы в лесу большое высокое дерево, у которого молния расщепила верхушку?
— Есть три дерева в том лесу с расщепленными верхушками, — сказал я.
— Одно упало вчера, когда ветер был, — сказала Наташа.
— Правильно говоришь, моя хорошая!—обрадовался Гайдар, потому что радовался он каждому верному слову. — Но не о том дереве разговор. Мое дерево стоит на краю большого оврага, и наверху у него в расщепе гнездо большого орла с белой головкой и разными глазами.
— Знаем, — сказали мы все вместе.
— Так, хорошо... — сказал Гайдар. — А теперь, охотники, расскажу я вам про самое главное. Вышел я на охоту на рассвете и возле того самого дерева сел отдохнуть. Я сидел так тихо, что старый тетерев-косач подобрался ко мне на пять шагов и полчаса ходил вокруг, бормотал, ругался: кто-то оборвал на том месте самую лучшую ежевику.
— Ежевику я собирала, — сказала Наташа. — Только нечего ругаться старому косачу — ее вон там сколько...
— Не знаю, — сказал Гайдар, — но только вдруг шарахнулась эта птица через кусты в большом страхе. А я, заметьте, не шевелился и увидел, как из-под яра на тропинку вылезает волк...
— Подумаешь, невидаль! — сказали мы. — Рассказывай, не волнуйся. Каждую ночь волки воют на Толстой гриве.
— Но этот волк был не простой, — сказал Гайдар.
— Какой же? — спросили мы. — Синий, черный, белый? Ростом с лошадь?
— Волк был серый и даже немного облезлый, — сказал Гайдар, — но дело в том, что шел он по дну пересохшей старицы и катил впереди себя арбуз...
— Понятно, — сказали мы. — Хорошо, что не воз с сеном.
— Так я и знал, что вы мне не поверите, — грустно сказал Гайдар.
Покрутили мы головами и больше ничего товарищу не сказали. Но никто из нас не слышал, чтобы волки катали по лесу арбузы.
И не верить Гайдару мы не привыкли, и поверить ему тоже не могли.
Всем лагерем мы вышли к старой осине, шли долго. Мой охотничий пес два раза делал стойку, и я убил старого тетерева с белой лирой и огненными бровями. Но серого облезлого волка мы так и не встретили. А через неделю приехал к нам в лагерь из поселка Коловертного дед Захар — старый рыбак и колхозный сторож.
— Помогите, охотники, отбиться от волков! — сказал он. — Бахчи разоряют, спасу нет. Полное наступление открыли на колхозные арбузы. Не столько едят, сколько портят. Сорок арбузов разгрызет серый черт и только сорок первый съест.
Гайдар подошел поближе к старику.
— А бывает так, что волки с бахчи арбузы укатывали? — спросил он.
— Почему же не бывает? — сказал дел. — В позапрошлом году я сидел под яром, ловил сазанов, так он меня чуть не убил арбузом. Докатил до яра да спихнул арбуз в воду. Как бомбой ударил!
— Ну, а ты что?
— А я его удилищем.
— А он что?
— Убег, — сказал дед.
С вечера мы сели в засаду на колхозных бахчах, сами увидели, как волки грызут арбузы, а на рассвете попросили прошения у Гайдара за то, что не поверили его рассказу о лесной встрече.
— То-то, — сказал он, крепко пожимая руку. — Как же можно товарищу не верить, если вы сами настоящей правды не знаете!
Учитель : Почему А. Гайдар вернулся однажды в лагерь такой грустный? (Ответы детей.)
Обсуждение пословиц о честности и долге
Учитель предлагает учащимся несколько пословиц:
— Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
— Нет большего позора, как не выполнить уговор.
Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? (Ответы детей.)
— Приведите еще пословицы о честности и долге.
Подведение итогов классного часа
Классный руководитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе.